Композиция. Ее сущность и основные законы

Художественным оформлением прически в моделировании принято называть процесс создания по конкретным законам красоты как отдельных деталей, так и прически полностью с целью вызвать у зрителя определенные ассоциативные ощущения. Оно непосредственно связано с композицией, т. е. строением, расположением, соотношением ее составных частей. Композицией называется также и результат этого действия — сама прическа.

Существует два обязательных качества композиции: единство стиля и образность формы. Их достижение зависит от умения парикмахера-модельера передать дух времени в самом облике прически. Образность форм являет собой как бы в сфокусированном виде все лучшее, что связано с нашими представлениями о прическе данного вида и времени.

Разработать композицию модели означает найти характер всех компонентов, добиться их соподчинения и дополнения одного другим, добиться выявления художественной образности, т. е. общей гармонии прически, черт лица, фигуры, костюма. Гармония как основа понимания красоты означает согласованность частей единого целого.

Гармоническая согласованность, или, иначе говоря, целостность, с одной стороны, являет собой четкость выражения замысла, с другой — обеспечивает точное его восприятие. Это и составляет основополагающий закон: цельность композиции. Существует несколько законов композиции:

  • подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически;
  • наличие композиционного центра;
  • соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека.

Форма любой прически должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной, то есть прическа должна быть функциональной. Удобство, функциональность прически, а значит, и подчинение компонентов ее назначению, особенно в повседневных моделях последних лет, становятся одними из главных композиционных свойств прически.

Тектоника, т. е. взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в материале, — это наиболее существенное, что представляет композицию любого произведения (прически тоже).

Особенно важное значение тектоничность прически имеет при индивидуальном моделировании. Волосы могут быть по фактуре рыхлыми, эластичными, сыпучими, тонкими, толстыми и т. д. Художественная (и практическая) ценность прически обеспечивается учетом исходных данных и, как следствие, применением тех или иных композиционных средств и технических приемов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают форме и назначению модели.

От прически зависит очень многое во внешнем виде как женщины, так и мужчины. Хорошая прическа вселяет уверенность в себе, способствует хорошему настроению. Недаром старинная пословица гласит, что если у вас мрачное настроение, то вымойте голову и сделайте прическу.