Процесс моделирования

Процесс создания причесок и стрижек — один из видов творчества. Создание новых моделей причесок по сути своей ближе всего, вероятно, к искусству скульптора. Прическа — та же скульптура, ибо, участвуя в оформлении человека, она способствует созданию художественного образа. Любая прическа состоит из элементов: пробор, полупробор, локон-трубочка, волны, завитки, колечки, метелочка (фонтанчик из концов волос пряди), жгутики, валики, улитки; плетения: коса, «колосок», «полуколосок», «веревочка», «плеточка» и др.

Интерпретация моды происходит чаще всего в рамках стилевых направлений. По стилевому решению прически можно разделить на три основные группы: прически классических, строгих форм, спортивные прически и прически «фантази». Это многообразие форм позволяет выразить себя в каждой действующей моде практически всем людям, а модельерам — плодотворно работать над созданием форм причесок любого назначения применительно к образам объектов моделирования.

Учитывая, что в начальной стадии формирования замысла возможны элементы интуитивного и случайного, в полной мере сознавая приблизительность описания, творческий процесс создания прически все-таки можно представить в виде такой последовательности:

  • всестороннее восприятие и осознание эпохи, стиля, моды, идеи прически, самое общее представление о форме будущей прически (объем), полный размах фантазии на тему, определение мотива (или мотивов);
  • средства воплощения, то есть композиционного приема;
  • технологическая программа;
  • реализация замысла.

Таким образом, творческий процесс создания прически представляет собой последовательное, поэтапное уточнение общего (объема) через частное (детали) и на заключительном этапе достигает максимальной конкретности. Решить композицию модели — это значит замыслу, сложившемуся в сознании модельера, дать конкретное детальное развитие, конструктивную разработку.

Процесс возникновения в сознании модельера художественного образа очень сложен, чаще всего он связан с появлением не одного-единственного, а сразу нескольких образов, возникающих один за другим, близких или различных. Только один из них впоследствии становится достаточно четким и завершенным. В начальный момент работы очень важную роль в создании модели может сыграть рисунок. Образ, возникающий в сознании, очень хорошо фиксировать на бумаге — это позволит дополнять, уточнять и проверять мыслительную работу. Первоначальную идею формы модельеры отражают в наброске, развивают в эскизах, отрабатывают в рабочем эскизе (проекте).

Главнейшей особенностью моделирования причесок и стрижек является то, что парикмахер-модельер в отличие от модельеров других профессий весь комплекс работ по созданию модели осуществляет самостоятельно и собственноручно, вплоть до создания самой прически. Парикмахер-модельер должен сам уметь хорошо причесывать, так как в процессе причесывания, окончательной отделки прически он может получить несколько иное выражение своего замысла, которое будет способствовать улучшению художественных качеств модели.

Широкое распространение в практической работе парикмахеров получают модели, либо завоевавшие признание на конкурсе, либо разработанные в конструкторско- технологических бюро. В первом случае модель распространяется посредством публикации фотографий в газетах и журналах, во втором — она вместе с полной конструкторско-технологической разработкой помещается в специальном издании: журнале, рекламном буклете, экспресс-бюллетене.

В парикмахерском деле конструкцией считают систему построения прически, т. е. совокупность технологических приемов получения отдельных деталей посредством использования различных способов соединения их в модели (компоновка). В повседневной работе конструкцией часто называют конструктивно-технологическую схему модели (последовательность выполнения стрижек и технологию укладки данной модели).

Владение рисунком для парикмахера очень важно. Помимо технического средства моделирования рисунок способствует быстрому распространению модели среди парикмахеров. На различных семинарах, проводимых в нашей стране с целью скорейшего внедрения новых причесок и стрижек, модельер может посредством рисунка нагляднее показать особенности модных силуэтов, для большей доходчивости даже, возможно, утрируя их в рисунке. Рисунок позволяет модельеру в большой аудитории с максимальной четкостью показать особенности пропорциональных делений, укрупненно представить деталь и разъяснить методы ее получения. И, конечно же, только в рисованной схеме модельер может дать зрительно полное представление обо всех особенностях новой стрижки или прически.